Парусное вооружение брига Ахиллес. Реконструкция А.М. Глебова. |
|
В 1820–1824 находился в практических плаваниях в Финском и Ботническом заливах.
10.6.1827 в составе эскадры адмирала Д.Н. Сенявина вышел из Кронштадта, но во время шторма разлучился с ней и 29 июня зашел в Ревель. 19 июля – 3 августа перешел из Ревеля в Копенгаген, где получил приказ о возвращении в Кронштадт. 1 сентября вышел из Кронштадта, 24 сентября прибыл в Портсмут, где присоединился к отряду из трех бригов, и 18 октября вышел в море. У о-ва Сардиния отряд разделился, и -Ахиллес- вместе с бригом -Ревель- пошел в Палермо. 6 декабря они прибыли в Ла-Валетту (о-в Мальта) и присоединились к эскадре контр-адмирала графа Л.П. Гейдена.
-Ахиллес- участвовал в войне с Турцией 1828–1829.
В январе - апреле 1828 г. четыре раза ходил в Неаполь, доставлял туда курьеров. 28 апреля пришел к отряду капитана 1 ранга И.И. Свинкина, блокирующему крепости Наварин, Корон и Модон. 4 мая вместе с фрегатом -Кастор- бриг вошел в Каламатскую бухту для защиты г. Каламата от нападения турецких войск.
В августе 1828 доставил курьера в Анкону. В октябре 1828 в составе отряда контр-адмирала М.П. Лазарева крейсировал у о-ва Кандия, бомбардировал крепость Суда.
С октября 1828 по сентябрь 1829 в составе эскадр вице-адмирала графа Л.П. Гейдена и контр-адмирала П.И. Рикорда крейсировал в Архипелаге, блокировал пр-в Дарданеллы. Осенью 1829 крейсировал в северной части Архипелага, где пираты грабили торговые суда, а затем пришел в Константинополь.
Летом 1830 г. перешел из Константинополя в Архипелаг и присоединился к эскадре П.И. Рикорда.
Во время гражданской войны в Греции 1831–1832 гг. бриг в составе эскадры блокировал восставшие острова. 28.7.1831 участвовал в обстреле судов мятежников в Монастырской бухте, в результате которого 2 корвета были потоплены, а остальные суда взорваны своими экипажами. 10 сентября эскадра вошла в Каламатскую бухту и захватила суда мятежников.
В ноябре 1831 бриги -Ахиллес- и -Аякс- ходили к о-ву Сира для переговоров с повстанцами.
В 1832 -Ахиллес- крейсировал в Архипелаге, потопил пиратское судно, а еще одно взял в плен.
В июне 1833, получив приказ о возвращении, суда эскадры П.И. Рикорда вышли от греческих берегов к пр-ву Дарданеллы. В Буюк-дере они присоединились к эскадре вице-адмирала М.П. Лазарева, вместе с ней 28 июня вышли из пр-ва Босфор в Черное море и прибыли в Севастополь.
-Ахиллес- был перечислен в состав ЧФ.
В 1834, 1838 и 1840 он крейсировал у берегов Абхазии. В 1835–1837 находился в Архипелаге в распоряжении русского посланника в Греции. В 1841–1854, 1856 и 1857 занимал брандвахтенный пост на Одесском рейде.
Во время Крымской войны находился в Николаеве.
Разобран после 1857.
В работе лейтенанта К.Климова -Материалы, современные Синопскому бою и обороне Севастополя-, изданной в 1903 г., со ссылкой на Архив штаба Черноморского флота и портов Черного моря (дело № 1749, арх. № 61 за 1853 г.)
приводятся такие данные о артиллерийском вооружении брига в кампанию 1853 г.:
16 пушечный бриг "Ахиллес": 12 чугунных 18-фунтовых карронад и 2 медных 3-фунтовых единорога — итого 14 орудий
Фокмачта | Гротмачта | |||||
Длина | Диаметр | Топ/ноки | Длина | Диаметр | Топ/ноки | |
Мачта | 55' 3" 16.84 м | 18" 0.46 м | 10' 3.05 м | 59' 17.98 м | 20" 0.51 м | 11' 3.35 м |
Стеньга | 34' 4" 10.46 м | 11" 0.28 м | 5' 6" 1.68 м | 37' 11.28 м | 13" 0.30 м | 6' 1.83 м |
Брам-стеньга | 23' 2" 7.06 м | 8" 0.20 м | 3' 9" 1.14 м | 23' 2" 7.06 м | 8" 0.20 м | - |
Флагшток | 16' 4.88 м | - | - | 16' 6" 5.03 м | - | - |
Реи | ||||||
Рей | 45' 13.72 м | 11¾" 0.30 м | 5' х 4¼" 1.52 х 0.11 м | 45' 13.72 м | 11¾" 0.30 м | 5' х 4¾" 1.52 х 0.12 м |
Марса-рей | 36' 10.97 м | 7½" 0.19 м | 7' 6" х 3¾" 2.29 х 0.10 м | 36' 10.97 м | 7½" 0.19 м | 7' 6" х 3" 2.29 х 0.08 м |
Брам-рей | 24' 7.32 м | 4⅞" 0.12 м | 2' 6" х 2⅛" 0.76 х 0.05 м | 24' 7.32 м | 4⅞" 0.12 м | 2' 6" х 2" 0.76 х 0.05 м |
Бом-брам-рей | 15' 6" 4.72 м | 3⅛" 0.08 м | 2' х 1¾" 0.61 х 0.05 м | 15' 6" 4.72 м | 3⅛" 0.08 м | 2' х 1⅞" 0.61 х 0.05 м |
Гик | - | - | - | 48' 14.63 м | 12" 0.30 м | - |
Гафель | - | - | - | 31' 9.45 м | 8" 0.20 м | - |
Рангоут лиселей | ||||||
Ундер-лисель-рей нижний | 18' 5.49 м | 3⅝" 0.09 м | - | - | - | - |
Ундер-лисель-рей верхний | 11' 3" 3.43 м | 2⅛" 0.05 м | - | - | - | - |
Марса-лисель-спирт | 22' 6" 6.86 м | 4½" 0.11 м | - | 22' 6" 6.86 м | 4½" 0.11 м | - |
Марса-лисель-рей | 13' 2" 4.01 м | 2⅝" 0.07 м | - | 13' 3.96 м | 2⅝" 0.07 м | - |
Брам-лисель-спирт | 18' 5.49 м | 3⅝" 0.09 м | - | 18' 5.49 м | 3⅝" 0.09 м | - |
Брам-лисель-рей | 8' 3" 2.51 м | 2¼" 0.06 м | - | 10' 3" 3.12 м | 2¼" 0.06 м | - |
Рангоут бушприта
Длина | Диаметр | |
Бушприт | 43' 6" 13.26 м | 19" 0.48 м |
Утлегарь | 28' 10" 8.79 м | 7" 0.18 м |
Бом-утлегарь | 28' 10" 8.79 м | 5½" 0.14 м |
Блинда-рей | 36' 10.97 м | 7½" 0.19 м |
Бом-блинда-рей | 24' 7.32 м | 4⅞" 0.12 м |
Мартен-гик | 12' 4" 3.76 м | 4" 0.10 м |
Флагшток бушприта | 11' 9" 3.58 м | 2½" 0.06 м |
Флагшток кормовой | 21' 6.40 м | 4½" 0.11 м |
Элементы рангоута
Фокмачта | Гротмачта | |||||
Длина | Ширина | Высота | Длина | Ширина | Высота | |
Саленги мачт | 7' 9" 2.36 м | 5⅞" 0.15 м | 9" 0.23 м | 9' 9" 2.97 м | 6⅝" 0.17 м | 10" 0.25 м |
Саленги стеньг | 3' 7" 1.09 м | 3¼" 0.08 м | 4⅞" 0.12 м | 4' 7" 1.24 м | 3¾" 0.10 м | 5½" 0.14 м |
Краспицы мачт | 11' 9" 3.58 м | 5⅛" 0.13 м | 5⅞" 0.15 м | 13' 3" 4.04 м | 5¾" 0.15 м | 6⅝" 0.17 м |
Краспицы стеньг | 6' 8" 2.03 м | - | 5⅛" 0.13 м | 7' 5" 2.26 м | - | 5¾" 0.15 м |
Эзельгофты мачт | 3' 8" 1.12 м | 22" 0.56 м | 11" 0.28 м | 4' 1.22 м | 24" 0.61 м | 12" 0.30 м |
Эзельгофты стеньг | 2' 8" 0.81 м | 16" 0.41 м | 8" 0.20 м | 2' 8" 0.81 м | 16" 0.41 м | 8" 0.20 м |
Чертеж 16-пуш. брика. М 1/4":1' (М 1:48)
Длиною между перпендикулярами: 86ф (26,21 м)Теоретический чертеж брига Ахиллес (РГАВМФ Ф.327, Оп.1, Д.2665. Обработка В.Г. Андриенко.)