О (не)возможности реконструкции Golden Hind

Добавлено: 15.09.2011 г.

Любой, кто начинает интересоваться историей Пеликана - Золотой Лани, неизменно сталкивается с приговором: "Достоверные сведенья отсутствуют..."

Учитывая то, что это был один из первых кораблей, поставленных на вечную стоянку, и, по словам современника, "его показывали гостям как одну из главных достопримечательностей", вызывает немалое удивление, что не только технических характеристик, но даже художественных изображений (картин, гравюр, рисунков) Golden Hind того времени практически не сохранилось. Почему Золотая Лань не вызывала вдохновения у художников эпохи позднего Возрождения?..

По этой причине, когда речь заходит о моделировании Golden Hind нередко вспоминают известную статью Говарда Чапеля "Модели кораблей, которые не должны быть построены" ("The Ship Model That Should Not Be Built" by Howard I. Chapelle)

Хотя, справедливости ради, надо сказать, что Golden Hind в этой работе не упоминается...

Golden Hind в Дептфорде 1581 г. Golden Hind в Дептфорде 1581 г.

И все же профессиональные исследователи и просто энтузиасты-любители верят в то, что шансы обнаружить настоящую Золотую Лань еще остаются

Их надежды основываются на том, что, как известно, был указ королевы: "корабль должен быть поставлен в док в Дептфорде на Темзе, дабы сохранить (его) для всех будущих поколений". Указ Елизаветы I был выполнен. Английский историк М. Оппенгейм пишет, что корабль был поставлен в сухой док и засыпан землею ("A History of the Administration of the Royal Navy", by M. Oppenheim).

В доке Golden Hind простоял до 60-х годов XVII столетия, пока окончательно рассыпался. На месте последней стоянки знаменитого галеона был поставлен памятный знак, но и он с течением времени обветшал и был заброшен.

Уже в 80-х годах прошлого века были обнаружены остатки этого памятника, но и они потом куда-то "ушли"

Конечно, исследователи внимательно изучают архивные схемы и планы Королевской верфи Тюдоров (именно на ее территории был расположен док), но, к сожалению, точное месторасположение дока (или памятного знака) пока не установлено.

Основная сложность заключается в том, что основными ориентирами на старинных схемах верфи служат многочисленные ручьи, каналы, затоны, которые были засыпаны или просто пересохли в последующие годы.

Однако исследователей-энтузиастов вдохновляет тот факт, что и в ориентировочном ареале поисков нет строений, значительных коммуникаций и даже посадок, которые могли бы затруднить, а то и просто сделать раскопки бессмысленными.

Если надежды оправдаются, и место последней стоянки Golden Hind будет найдено, то с большой долей вероятности можно говорить, что основные размерения корабля удастся восстановить. Ведь даже если сгнили все деревянные части остова (что, согласитесь, тоже маловероятно) должны сохраниться хотя бы металлические детали крепления набора корабля и обшивки. А по их расположению восстановить общую картину - задача вполне решаемая.

Комментарии:

Сергей 13:01 23.09.2011 г.

#1

Так она (Золотая лань) вроде сгорела...
Где-то читал об этом.
Администратор 15:22 23.09.2011 г.

#2

Если честно - не приходилось встречаться с таким утверждением.
А Вы не путаете Golden Hind и архив Ф.Дрейка, который был передан (подарен) королеве и сгорел в библиотеке Уайтхолла в 1698 во время известного пожара?
Георгий 04:06 06.01.2012 г.

#3

Сдаётся мне, дорогие товарищи, что Дрейк притащил Пеликан в Англию как трофей. Я проанализировал конструкцию корабля - она не английская. Так строили только в Голландии, Испании и Португалии. Очень высокие надстройки, особенно носовая, характерны для каракк, но в англии времён Дрейка относительно маленьких судов была мода на "двухэтажность" (Элизабеттиано), а не на многопалубный беспредел. Носовые надстройки английских мелких галеонов были длинными, т.к. там крепился бушприт, и более низкими - там ещё и пушки были. Я не видел ни одного изображения ни Пеликана, ни Лани с английскими юферсами
Администратор 11:30 06.01.2012 г.

#4

Да, версия "иностранного" происхождения Пеликана встречается довольно часто.
Но уж слишком мало документальных первоисточников...
...кстати, на изображениях с карты от Nicola van Sype форкастл корабля скорее уж "Элизабеттиановский"
Плотник 10:53 25.03.2016 г.

#5

И, всё-таки, какая версия происхождения Пеликана наиболее предпочтительна? На некоторых чертежах реконструкции форма эзельгофта континентальная. Как сделать ближе к истине?
Администратор 09:49 26.03.2016 г.

#6

Верить надо первоисточникам.
А их практически нет.
Кроме (упомянутых уже на сайте) карт есть серебряный кубок с изображением Golden Hind, который Елизавета подарила Дрейку в 1583 г. Есть несколько "прижизненных" медалей отчеканенных в честь известного события. Но все эти изображения очень схематичны...
Наиболее достоверной (к настоящему времени) остается реконструкция кормового фонаря. Оригинал (якобы) погиб при бомбежке в 1941 г. Позже была воссоздана точная копия.
Администратор 09:50 26.03.2016 г.

#7

А что касается происхождения... Англичане (естественно, львиная доля исследований - английские) в подавляющем большинстве отстаивают отечественное происхождение Пеликана -
Плимут, заложен в 1575, спущен на воду через год.
???

Вход для участников

Судомоделисты, присоединяйтесь!
Регистрация

Поиск Модели:

Расширенный поиск

Раздел -Судовой Журнал-

Модели кораблей


Видео моделей кораблей