Бригантины и бриги Охотской флотилии в первой половине XIX в.

Добавлено: 24.05.2017 г.
Охотское море. Гавань Аян. Охотское море. Гавань Аян. 1878 г.

Глебов А.М.

Бригантины и бриги Охотской флотилии в первой половине XIX века

Доклад прочитан 23 мая 2017 г. на международной конференции "История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Китай, Монголия)" в Горно-Алтайском государственном университете

Библиографическое описание:
Глебов А. М. Бригантины и бриги Охотской флотилии в первой половине XIX века // История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай): материалы международной научно-практической конференции. Горно-Алтайск, 22–24 мая 2017. – Горно-Алтайск, 2017. – С. 103–111.)

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Глебов Александр Михайлович, заместитель начальника отдела БВО, Главное управление МЧС России по Республике Алтай, г. Горно-Алтайск, Россия

Императрица Анна Иоанновна указом от 10.05.1731 г.[ПСЗРИ (1), т. 8. с. 461] повелела создать в г. Охотске малую судовую верфь и пристань, а также построить «несколько морских судов для перевоза на Камчатку и оттуда к Охотску казенной мягкой рухляди и купецких людей с товарами и для других потреб».

Приказом Главкома ВМФ России от 15.04.1999 г. №153, дата 21.05.1731 г. принята днем основания Тихоокеанского флота.

Парусные суда Охотской военной флотилии сыграли важную роль в освоении Дальнего Востока и Тихого океана, выполняли транспортные, гидрографические и исследовательские функции. Моряки флотилии открыли, исследовали и описали побережья Охотского и Берингова морей, берега Камчатки, Чукотки, Аляски, Курильских и Алеутских островов. В штатах российского военного флота Охотская флотилия специально не выделялась. Дальневосточные владения в первой половине XIX в. охраняли военные суда, отправляемые с Балтики.

Стоящие перед Охотской флотилией задачи и необходимость эксплуатации судов в малоизученных водах, ограниченные возможности базы кораблестроения на Дальнем Востоке, обусловили пополнение флотилии малыми судами. В списке Ф.Ф. Веселаго[Веселаго, 1872, с. 704-728] перечислены построенные в 1737-1853 гг. восемь ботов и катеров, восемь транспортов, 13 бригантин и галиотов, семь бригов, по три пакетбота и шхуны, корабль «Слава России» (1789). Большинство судов охотской постройки имели длину менее 80 футов (24,38 м) м и двухмачтовое вооружение с прямыми парусами – галиоты, бригантины, бриги.

Сложные условия плавания в северо-западной части Тихого океана приводили к высокой аварийности судов флотилии. Высота волн в Охотском море при штормах достигает 8-10 м, скорость приливоотливных течений в Курильских проливах – 4-8 узлов. Охотское море с октября по июнь покрыто льдом, в Беринговом море лед встречается круглый год. Суда часто попадали в аварийные ситуации, сопровождавшиеся их гибелью [Соколов, 1855; Глебов, 2000].

Основу корабельного состава Охотской флотилии во второй половине XVIII в. составляли бригантины, в первой половине XIX в. – бриги. Хранящиеся в РГАВМФ чертежи бригантин позволили выделить два типа, отличающихся по расположению мачт. Бригантины имели фок- и грот-мачту и вооружение брига либо грот- и бизань- мачту и вооружение галиота (прямые паруса на грот-мачте и гафельная бизань).

В первой половине XIX в. бригантинами называли малые бриги. В списке Ф.Ф. Веселаго упомянута бригантина охотской постройки «Св. Екатерина», разбившаяся в 1809 г возле Большерецка, но не приведены ее размерения и дата постройки. Бригантина «Св. Екатерина» известна тем, что доставила в Японию посольство А.Э. Лаксмана.

(Адам Эрикович Лаксман родился в 1766 г. в г. Барнауле, в семье пастора местной лютеранской общины, российского путешественника шведского происхождения Э.Г. Лаксмана).

Бригантина под командой В.М. Ловцова 13.09.1792 г. вышла из г. Охотска в Японию, имея на борту 42 человека, в т.ч. японцев Кодаю, Коити и Исокити. 9 октября «Св. Екатерина» пришла в зал. Немуро на о. Хоккайдо. Сохранились изображения бригантины[Глебов, 2016, с. 54], сделанные японцами в период ее нахождения в гаванях Японии. На грот- и бизань-мачтах изображены паруса: кливер, стаксель, марсель (топсель), брифок, грот, гафельная бизань с гиком – вооружение галиота. На корме судна изображена надпись: «С[вя]тая Екатерина 1791-го года июня 27-го дня». Скорее всего, приведена дата спуска бригантины на воду.

Карта Охотского и Берингова морей. 1802 г. Фрагмент

Иркутский генерал-губернатор Б.Б. Леццано в рапорте на Высочайшее имя от 9.07.1801 г.[МИРФ. ч. XVII. с. 38-39] предложил вдвое увеличить комплект базирующихся в г. Охотске транспортных судов, в связи с увеличением числа воинских команд в камчатском крае. Более ритмичный режим выхода судов в плавание должен был улучшить снабжение Камчатки продовольствием . Император Александр I поручил адмиралтейств-коллегии сделать соответствующее распоряжение. Адмиралтейств-коллегия 27.11.1801 г. издала приказ[МИРФ. ч. XVII. с. 159-160]: вице-адмиралу И.К. Фомину быть в г. Охотске Главным начальником, в дополнение к имеющимся в порту транспортным судам построить четыре бригантины длиной до 60 фут (18,29 м) и пять галиотов – в 50 фут (15,24 м) каждый. Из этих судов, бригантины должны были совершать рейсы в Нижне-Камчатск и Петропавловск с выходом в океан, а галиоты – в Большерецк, Тигиль, Гижигу, Тауйский и Ямской остроги.

Коллегия обусловила особенности намечаемых к постройке судов: «плавающие на тамошних морях транспортные суда подвержены бывают бедствиям от неудобного построения судов, на коих делаются, сверх палуб фута на четыре (1,22 м), возвышенные борты, от чего при крепких ветрах суда заливает волнением и вода не успевает стекать в шпигаты, а держится на палубе и проходит в люки, имея, сверх того, много клади, худо укрепленной, которую волнением отрывает от своих мест и бросает во все стороны, а потому и принуждает выкидывать оную в море, то, в отвращение сего, на вновь предполагаемых строить судах таковых бортов не делать, а вместо оных делать обыкновенное возвышение и на палубах клади отнюдь не иметь».

Чертеж бригантины. 18.04.1805 г. РГАВМФ, ф.327, оп.1, д.3998

В список Ф.Ф. Веселаго включены построенные в 1804-1810 гг. бригантины «Св. Феодосий» (1804), «Св. Иоанн» (1807), «Св. Павел» (1808) и «Дионисий» (1810), но не приведены их размерения. Спущенную на воду 6.06.1804 г. бригантину «Св. Феодосий» построили корабельный мастер Б.И. Вашуткин и подмастерье Н. Попов. В РГАВМФ сохранились чертежи бригантин охотской постройки[РГАВМФ, ф. 327, оп. 1, дд. 3998, 4003]. В Охотском порте 18.04.1805 г. сочинен чертеж бригантины длиной по палубе 66 фут 4 дюйма (20,22 м) и грузоподъемностью 79 3/8 тонн. Корпус судна имел утопленный полуют (надстройку в корме). Обводы с мидель-шпангоутом умеренной килеватости имели плавные ватерлинии. Фальшборт отсутствовал, его заменяло низкое ограждение.

Чертеж мачтовым мерам бригантины. РГАВМФ, ф.327, оп.1, д.4003

На копии чертежа парусного вооружения[РГАВМФ, ф.327, оп. 1, д.4003], с подписью «драфцман Попов», изображено вооружение брига с четырьмя ярусами прямых парусов. На военных судах с прямыми парусами на выступающей наружу верхней части водореза, княвдигеде – устанавливалась носовая фигура. Бригантины не имели княвдигеда – водорез завершался фигурной кницей для крепления бушприта.

Бригантина «Св. Феодосий» в сентябре 1811 г. потерпела крушение в Первом Курильском проливе. «Св. Иоанн» 2.06.1819 г. был затерт льдами и выброшен на берег возле устья р. Камчатки. «Св. Павел» в октябре 1822 г. разбился близ Гижиги. Лишь «Дионисий» был в 1832 г. разобран в Охотске.

Чертеж брига для Охотского моря Михаил. 11.08.1819 г. РГАВМФ, ф.327, оп.1, д.2717

Восстановление корабельного состава флотилии началось постройкой брига «Михаил» длиной между перпендикулярами 71 фут 6 дюймов (21,79 м), чертеж которого датирован 1819 годом[РГАВМФ, ф. 327, оп. 1, д. 2717]. Фальшборт отсутствовал, его заменяло ограждение на стойках. Обводы были оформлены округлыми очертаниями шпангоутов и ватерлиний. Носовая оконечность имела княвдигед и гальюнную решетку с регелями. На корме были устроены штульцы с одним окном. Бриг «Михаил» был спущен на воду 11.06.1820 г. но в 1823 г. его выбросило на берег возле м. Амвон близ устья р. Тигиль.

Чертеж брига для Охотского порта Екатерина. 5.06.1820. РГАВМФ, ф.327, оп.1, д.2697

Одновременно с постройкой «Михаила», корабельный мастер И.С. Черногубов в 1820 г. заложил для Охотского порта бриги «Екатерина» и «Елизавета» длиной между перпендикулярами 54 фута 2 дюйма (16,51 м). Ф.Ф. Веселаго указал, что бриги были спущены на воду 2.07.1821 г. и 2.07.1823 г. соответственно. На чертеже брига «Елизавета»[РГАВМФ, ф.327, оп.1, д.2698] есть надпись, что его сочинил и чертил корабельный тиммерман 14-го класса И.С. Черногубов. На обороте чертежа указано, что «бриг Елисавета построен в Охотске Черногубовым в 1821 году». Чертеж брига «Екатерина»[РГАВМФ, ф.327, оп.1, д.2697] выполнил в Главном Адмиралтействе 5.06.1820 г. помощник корабельного мастера К.А. Глазырин.

Размерения бригов одинаковы, на чертеже «Екатерины» кроме того указано водоизмещение общее, носовой и кормовой частей. Чертежи имеют некоторые отличия. Палуба брига «Екатерина» имеет небольшую седловатость, на корме изображены два окна. Флортимберсы при киле имеют небольшую вогнутость, ватерлинии в корме также слегка вогнуты. На чертеже брига «Елизавета» палуба почти без седловатости, окна на корме отсутствуют. Обводы с плоскими флортимберсами, ватерлинии в корме имеют округлые очертания. Княвдигед и штульцы отсутствуют, внешне бриги напоминают бригантины прежней постройки. Мачты у «Екатерины» расположены как у брига, у «Елизаветы» – смещены к корме, как у галиота.

Бриг «Екатерина» в 1823 г. был выброшен на мель, впоследствии снят и отремонтирован. Направленный в сентябре 1838 г. из Охотска в Тигиль, бриг погиб со всем экипажем и пассажирами у берега о. Симушир Курильской гряды, в 1300 км к югу от устья р. Тигиль. Бриг «Елизавета» осенью 1835 г. выбросился на берег близ Авачинской губы, и впоследствии был разбит волнами.

Чертеж брига Александр. РГАВМФ, ф.327, оп.1, д.2840

В 1825-1842 гг. была построена серия из пяти транспортных бригов длиной 74 фута 4 дюйма (22,66 м). Чертеж брига для Охотского моря «Александр» выполнен К.А. Глазыриным. На чертеже 24.01.1826 г.[РГАВМФ, ф. 327, оп. 1, д. 2664] наложена резолюция: «По сему чертежу велено построить в Охотском порте 2 брига». Облик брига «Александр» сходен бригу «Михаил», с увеличением длины корпуса и глубины трюма. Выполненная К.А. Глазыриным копия чертежа[РГАВМФ, ф. 327, оп. 1, д. 2840] учтена в описи в разделе «бриги без названия». На обороте копии написано: «Сей чертеж представлен при рапорте директора кораблестроения от 22.12.1825 г. по которому велено построить в Охотске 2 брига», и требующая уточнения надпись карандашом: «Николай и Камчатка». На чертежах указаны главные размерения, осадка носом и кормой, водоизмещения общее, носовой и комовой частей. По сведениям Ф.Ф. Веселаго, бриг «Александр» был заложен И.С. Черногубовым 1.03.1824 г. и спущен на воду 25.06.1825 года. Следуя в сентябре 1827 г. из Охотска в Петропавловск, бриг получил повреждение руля, был вынужден подойти к Большерецку, где 28.09.1827 г. был выброшен на мель и вскоре разбит волнами.

Чертеж брига «Николай»[РГАВМФ, ф. 327, оп. 1, д. 2728] выполнил в 1826 г. И.С. Черногубов. На чертеже указана одинаковая с бригом «Михаил» глубина трюма, которая меньше на два фута (0,61 м) чем у «Александра» и «Камчатки», однако равная с последними осадка. Надпись на обороте чертежа свидетельствует, что бриг «Николай» построен в 1827 г. в Охотске И.С. Черногубовым. При выходе из порта Охотска 27.08.1842 г. бриг внезапно переменившимся ветром был прижат к отмели. Снять его не смогли и в 1846 г. разобрали.

Чертеж бригу для Охотского моря Камчатка. 1829 г. РГАВМФ, ф.327, оп.1, д.2702

Бриг «Камчатка», чертеж которого сочинил и чертил И.С. Черногубов, имел одинаковые характеристики с бригом «Александр». На чертеже[РГАВМФ, ф. 327, оп. 1, д. 2702] указано, что бриг «грузу может понесть 7500 пудов» (122,85 т), на обороте есть надпись: «Бриг Камчатка построен в Охотске Черногубовым в 1829 г.». Следуя в сентябре 1841 г. из Охотска в Петропавловск, бриг «Камчатка» при подходе к Курильским проливам 30.09.1841 г. был задержан противными ветрами, получил течь, потерял несколько парусов, и был вынужден идти к Большерецку, где 13.10.1841 г. был выброшен на мель и вскоре разбит волнами.

Исполненные И.С. Черногубовым чертежи бригов «Елизавета», «Николай» и «Камчатка» имеют одинаковую компоновку – проекция корпус расположена выше проекции бок. Очевидно, корабельные мастера экономили чертежную бумагу, доставленную в Охотск через всю страну, а то и вокруг света. Чертежи выполнены на более грубой бумаге чем петербургские, в одной манере – менее изящными и более толстыми линиями, с округлыми обводами ватерлиний в корме.

К бригам типа «Александр» следует отнести спущенный на воду 16.06.1836 г. транспортный бриг «Охотск», для которого Ф.Ф. Веселаго привел одинаковые длину и ширину, но большую на 1 фут 9 дюйм (0,53 м) глубину трюма. Строителем судна указан капитан-лейтенант И.В. Вонлярлярский. Во время Крымской войны бриг «Охотск» был обращен в магазин (военный склад) и поставлен близ устья Амура. Старый бриг 22.07.1855 г. был сожжен ввиду появления неприятельских судов.

Чертеж брига Курил снятый с натуры. 1839 г. РГАВМФ, ф.327, оп.1, д.2707

На одобренном 11.06.1842 г. чертеже предполагаемого вооружения транспорта «Курил» приведены одинаковые размерения с бригами типа «Александр». Следовательно, бриг «Курил», заложенный 26.11.1839 г. корабельным мастером В. Штейнгертером и 28.07.1842 г. спущенный на воду, до тимберовки соответствовал однотипным бригам Охотской флотилии. Тимберовка – капитальный ремонт корпуса деревянного судна. Бриг был тимберован с увеличением длины между перпендикулярами до 81 фут 9 дюймов (24,92 м). На чертеже, 31.01.1850 г. заверенном подписями мичмана Гаврилова, корпуса штурманов прапорщиками Чудиновым-2-м и Кошелевым, указано: «чертеж сей по произведенному нами обмеру, оказался совершенно согласным». Красными чернилами указаны вновь построенные при тимберовке оконечности и возвышенная на два фута (0,61 м) палуба кормовых кают. Средняя часть корпуса осталась без изменений. На тимберованном бриге изображен фальшборт. Чертеж внутреннего расположения брига показывает расположение помещений, а также план верхней палубы [РГАВМФ, ф. 327, оп. 1, дд. 2707-2709].

Бриг «Курил» 14.09.1850 г. вышел из Охотска в Петропавловск, имея на борту казенный и частный груз, и пассажиров. На переходе бриг пропал без вести. В 1851 г. на о. Атха, главном из Андреяновских островов, были найдены обломки военного судна. Возможно, найденные в 1800 км к востоку от Петропавловска следы кораблекрушения, принадлежат бригу «Курил».

Транспорты имели более полные обводы, меньшие пропорции рангоута, чем боевые корабли. Бриг «Камчатка» (1829) в отличие от «Курила» (1842) имел не три, а четыре яруса парусов [РГАВМФ. Ф.161. Оп.1. Д.198. Лл.52об.-62]. Возможно проектанты брига «Курил» отказались от верхнего яруса парусов – бом-брамселей, на основе анализа качеств однотипных кораблей, показанных ими в ходе эксплуатации.

Оценить ходовые качества бригов Охотской флотилии можно по схожим транспортам Черноморского флота. Близким по размерам и конструкции к построенным в Охотске бригам типа «Александр», был бриг «Соперник», сведения о качествах которого опубликованы[Глебов, 2003, с. 60-61; Глебов, 2012, с. 62]. Характеристики бригов «Екатерина», типа «Александр», «Курила» после тимберовки, а также «Опыта» и «Соперника», приведены в таблицах (таблицы 1, 2).

Таблица 1 - Размерения и характеристики теоретического чертежа транспортных бригов

Название и год постройки L перп. (м) В с/об. (м) Н тр. (м) Т б./к. (м) L/В В/Т V (м3) L/V^1/3
Екатерина 1821 16,51 5,28 2,74 1,92 3,13 2,75 91,4 3,66
Александр 1825 22,65 6,81 4,04 2,52 3,32 2,72 239,0 3,65
Опыт 1826 22,25 6,86 ? 2,93 3,24 2,12 290,3 3,36
Соперник 1826 22,86 7,01 3,43 3,35 3,25 2,12 290,0 3,45
Курил (1842) 1850 24,92 6,99 4,27 2,50 3,56 2,80 247,7 3,96

Таблица 2 - Коэффициенты парусных качеств транспортных бригов

  L перп. (м) В с/об. (м) V (м3) S пар. (м2) S/LВ S^1/2/B S^1/2/L S^1/2/V^1/3
Камчатка 1829, полная парусность 22,65 6,81 239,0 680,0 4,41 3,835 1,15 4,20
Камчатка 1829, 4 яруса 508,0 3,29 3,31 0,99 3,63
Камчатка 1829, 3 яруса 484,5 3,14 3,23 0,97 3,55
Курил 1842, 3 яруса 460,5 2,99 3,15 0,95 3,46
Соперник, 1826, 4 яруса 22,86 7,01 290,0 498,5 3,11 3,18 0,98 3,37

Для расчета использованы: прямые паруса, кливер, контр-бизань (косой грот)

Транспортный бриг «Соперник» при ветре 5 баллов на самом благоприятном для парусников курсе бакштаг (ветер с кормы сбоку) имел наибольшую скорость 7,5 узлов. На курсе фордевинд (ветер с кормы) терялся 1 узел. На острых к ветру курсах у судов прямые паруса работают недостаточно эффективно. Наименьшая скорость у брига 3 узла была на курсе бейдевинд (близко к ветру). На курсе галфвинд – в полветра (ветер сбоку) достигалась скорость 6,5 узлов. Поскольку в плавании парусные суда ходят разными курсами, правомерно рассчитать среднюю скорость, что позволяет сравнить их ходкость. Бриг «Соперник» развивал наибольшую скорость 7,5 узла, vср. = 5,9 узла. «Соперник» и однотипный с ним «Подобный» – не имели штурвала, и управлялись румпелем с помощью талей. Кроме того они не имели прямого грота. В 1828 г. транспорт «Соперник» был переоборудован в бомбардирский корабль. После установки артиллерии, уменьшения массы балласта, добавления в комплект парусов прямого грота, скорость «Соперника» на курсе бейдевинд увеличилась до 4,5 узлов, на остальных курсах на 0,5 узла; средняя скорость возросла до 6,6 узла.

Транспортные бриги Охотской флотилии и их экипажи выполняли военные и товарно-хозяйственые перевозки в сложных погодных и гидрологических условиях, в целом, успешно осуществляли снабжение портов и населенных пунктов на побережье Охотского моря и океанского берега Камчатки, участвовали в гидрографических исследованиях дальневосточного морского театра.

Список литературы

1. Веселаго Ф.Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. – СПб., 1872. – С.704-728.
2. Всеподданнейший рапорт иркутского военного губернатора от 9.07.1801 г. // МИРФ. – Ч. XVII. – С. 38-39.
3. Выписка из журнала Адмиралтейств-коллегии от 27.11.1801 г. // МИРФ. – Ч. XVII. – С. 159-160.
4. Глебов А.М. Аварии и крушения судов русского флота на Тихом океане в XVIII – первой половине XIX вв. // Матер. научно-практич. конфер., посвящ. 50-летию ГАГУ. – Горно-Алтайск, 2000. – С.210-215.
5. Глебов А.М. Анализ ходкости и мореходности судов экспедиции В.И. Беринга и А.И. Чирикова на основе архивных источников // Морской Вестник. – 2003. – №4. – С.58-62.
6. Глебов А.М. Анализ ходкости, остойчивости и управляемости кораблей Черноморского флота в период русско-турецкой войны 1828-29 гг. на основе архивных данных // Известия АГУ. – 2012. – №4/2 (76). – С. 60-65.
8. Глебов А.М. Бригантины российского флота / А.М. Глебов // Вестник ТГУ. – 2016. – №404. – С. 51-56.
9. О назначении сосланного в Сибирь Григория Писарева начальником Охотска // ПСЗРИ (1). – Т. 8. – С. 461.
10. Соколов А.П. Летопись крушений и пожаров судов русского флота от начала его по 1854 год. – СПб., 1855. – 393 с.
11. РГАВМФ. Ф.161. Оп.1. Д.198. Лл.52об.-62. Отчет о выстроенном при Охотском порте транспортном бриге «Камчатка», 1828 г.
12. РГАВМФ. Ф. 327. Оп.1. Д. 2664. Чертеж брига для Охотского моря Александр.
13. РГАВМФ. Ф. 327. Оп.1. Д. 2697. Чертеж брига для Охотского порта Екатерина.
14. РГАВМФ. Ф. 327. Оп.1. Д.2698. Чертеж брига для Охотского порта Елисавета.
15. РГАВМФ. Ф. 327. Оп.1 Д. 2702. Чертеж бригу для Охотского моря Камчатка.
16. РГАВМФ. Ф. 327. Оп.1 Д. 2707. Чертеж брига Курил снятый с натуры.
17. РГАВМФ. Ф. 327. Оп.1 Д. 2708. Чертеж внутреннего расположения брига Курил.
18. РГАВМФ. Ф. 327. Оп.1 Д. 2709. Чертеж предполагаемого вооружения для транспорта Курил.
19. РГАВМФ. Ф. 327. Оп.1. Д. 2717. Чертеж брига для Охотского моря Михаил.
20. РГАВМФ. Ф. 327. Оп.1 Д. 2728. Чертеж брига для Охотского моря Николай.
21. РГАВМФ. Ф. 327. Оп.1. Д.2840. Чертеж брига для Охотского моря.
22. РГАВМФ. Ф. 327. Оп.1. Д. 3998. Чертеж бригантины.
23. РГАВМФ. Ф. 327. Оп.1. Д. 4003. Чертеж мачтовым мерам бригантины.

Библиографическое описание: Глебов А. М. Бригантины и бриги Охотской флотилии в первой половине XIX века // История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай): материалы международной научно-практической конференции. Горно-Алтайск, 22–24 мая 2017. – Горно-Алтайск, 2017. – С. 103–111.

При полном или частичном копировании или использовании данного материала - ссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Комментарии:

Нет комментариев к этому тексту

Вход для участников

Судомоделисты, присоединяйтесь!
Регистрация

Поиск Модели:

Расширенный поиск

Раздел -Судовой Журнал-

Модели кораблей


Видео моделей кораблей