Гото Предестинация

Добавлено: 02.04.2012 г.

Здесь воспроизведены выдержки из известного труда С.И. Елагина «История русского флота. Период Азовский», относящиеся к закладке и спуску на воду 58-пушечного корабля Гото Предестинация (Божие предвидение).

Текст приведен по изданию 1864, изд-во «Комиссионера Императорской Академии Художеств Гогенфельдена и К».

При адаптации текста стилистика и орфография оригинала сохранены.


Корабль Предестинация построенный Петром в Воронеже

Корабль «Предестинация" построенный Петром в Воронеже 1698-1700 г. (С гравюры Схонбека. Москва, 1701 г.)

Глава VI. Возвращение Государя. - Закладка корабля Государем (Стр.117 - 119)

Не теряя времени, Петр начал применять к делу сведения недавно усвоенныя им в Голландии и Англии. 19 ноября он заложил 58-ми пушечный корабль Предестинация 118 англ. фут длины и 31 фут ширины. вероятно по чертежу привезенному им из Англии, что доказывает круглый шпигель. Существенное отличие английских кораблей того времени от кораблей других наций. По словам капитана Перри, киль этого корабля отличался особым устройством, изобретения самаго Государя. Устройство это состояло в том, что в случае ежели б киль оторвало, кораблю не могла угрожать течь

Весьма вероятно что киль не прикреплялся сквозными болтами, а только ершами. Как это принято в килях системы Lang. Одно из первых приспособлений этой системы было сделано в 1840-х годах на английском пароходе Black-Eagle

Гото Предестинация (Фрагмент гравюры Схонбека, 1701)

Постройку корабля решено производить русскими руками, без помощи иностранцев. Строителем оставался сам Государь, а в отсутствие его, надзор за работами поручен был двум молодым русским мастерам, учившимся с ним за границей. Эти мастера были Скляев и Верещагин.

Отменив поездку в Венецию, Государь поручил послу нашему Возницыну исходатайствовать у венецианскаго сената дозволение Скляеву с товарищами находиться при работах, в венецианском адмиралтействе, для дальнейшаго усовершенствования в кораблестроении. Недолго пользовались они полученным разрешением: едва прошел месяц по водворении их на новом месте учения, как надобность в деятелях в Воронеже, побудила Петра вызвать их домой. Письмом от 30 сентября уведомляли они Государя о скором своем возвращении. Но прибыли в Воронеж уже в декабре, с повинными головами «за дурость» задержавшую их некоторое время в Москве. «В чем держать наших товарищей Скляева и Лукьяна»? спрашивал Государь князя Ромодановскаго письмом от 2 декабря, «Зело мне печально! Я зело ждал паче всех Скляева, потому что он лучший в сем мастерстве , а ты изволил задержать. Бог тебя судит! Истинно никого мне здесь нет помощников. А чаю, дело не государственное. Для Бога освободи (а какое до них дело, я порука по них) и пришли сюды».

«Скляева и Верещагина» отвечал князь Ромодановский «я не задержал: только сутки у меня ночевали. Вина их такая: ехали Покровскою слободою пьяны и задрались с солдаты Преображенскаго полку: изрубили двух человек солдат и по розыску явились на обе стороны неправы. И я розыскав, высек Скляева за его дурость, также и челобитчиков, с кем ссора учинилась, и того часу отослал к Федору Алексеевичу. В том на меня не погневись: не обык в дуростях спускать, хотяб и не такого чину были"».

Случай этот не имел, как кажется дальнейших неприятных последствий для Скляева, главному наблюдению котораго и была поручена постройка корабля, пред возвращением Государя в Москву. По словам капитана Перри, Скляеву приказано было, в нужных случаях, обращаться за советом к английским мастерам.

О мере в какой ценилось искусство Скляева можно судить по получаемому им в то время жалованью: в 1702 году он получал 200 р. в год — самое большое содержание сравнительно со всеми его товарищами.

Глава IX. Азовский флот в первые годы XVIII столетия. - Спуск корабля Предестинация (Стр. 163 - 165)

...на воронежских элингах строились средствами казны одиннадцать кораблей. На одном из них, именно Предестинации работы приходили к концу, под личным надзором Государя, прибывшаго туда в исход февраля (1700 г.).

В начале апреля корабль был уже готов к спуску, но за малою водою оставался на стапеле до конца этого месяца. 27 апреля он благополучно сошел на воду, в присутствии нарочно прибывших из Москвы царевича Алексея Петровича, царевны Натальи Алексеевны и многих гостей из иностранцев и бояр с женами. До отъезда в Москву, последовавшаго в исходе мая, Государь установил на нем мачты и несколько орудий.

Стрешнев в письме к Государю, от 25 февраля упоминал о колясках и санях, приготовляемых из денег конюшеннаго приказа для похода в Воронеж государыни царевны и государя царевича по случаю спуска корабля. При этом Стрешнев спрашивал кому еще быть при спуске и кому с женами? О предстоящем отъезде царевны и царевича в Воронеж говорит и Плейер в донесении к императору от 7 марта (Венский архив).

Гото Предестинация (Фрагмент гравюры Схонбека, 1701)

Время сохранило изображение этого корабля, в трех видах, и несколько одобрительных отзывов о нем современников: «о корабле, сделанном от произволения монарха нашего» писал Головин гетману Мазепе, через несколько дней после спуска, «извествую: есть изряднаго ей, художества, наипаче что зело размером добрым состроенный, что с немалым удивлением от английских и голландских есть мастеров, которые уже от многих лет сие искусство употребляют». И зело есть тот «корабль изряден пропорциею», сказано в современном переводе письма голландца Класса Поля бывшаго учителя Петра на остиндской верфи, который благодарил за присылку изображения корабля. Эти похвалы могут казаться преувеличенными, но приглашая смотреть на это изображение с точки взгляда на искусство кораблестроения начала XVIII века, мы приводим безпристрастный отзыв голландскаго резидента фан-дер-Гульста, который был при спуске Предестинации и немедленно по возвращении в Москву донес о своей поездке Генеральным Штатам. Отзыв его о воронежских судах совершенно согласен с показаниями наших документов. Сообщая что «корабль сей весьма красивый», он упоминает что в Воронеже находится еще до 30 кораблей, из которых 4 или 5 исправные. «Остальные же стоят не много». Это совершенно согласно с мнением Государя, который при осмотре кораблей указал на пять из них, как на лучшие.

Кормовой вид этого корабля, работы Схонбека, сохранился по настоящее время в числе многих экземпляров. Ошибка в подписи, сделанной на картине художником, и изображение на корме корабля коленопреклоненной человеческой фигуры (может быть представляющей Апостола Петра), присвоили этому кораблю название «молящагося св. Апостола Петра», тогда как все остальныя данныя показывают, что это Предестинация. В эрмитажной библиотеке отыскался, как кажется единственный, сохранившийся экземпляр всех трех видов этого корабля, которые здесь прилагаются. Рисунки эти посланы были Петром в подарок бывшему его учителю Классу Полю, который письмом от 19 мая 1704 года из Амстердама благодарил за эту присылку. В письме между прочим сказано: «Апреля в 22 день, от Вашего Царскаго Величества, чрез некоего московскаго фактора Киициуса, вручена мне морская картина Чернаго моря, с фигурою единаго корабля, который объявляется тремя частями — единая объявляется со стороны, другую видать сзади, а третью спереди, котораго В. Ц. В. сам строителем был»

Корма корабля Предестинация была украшена скульптурными изображениями и богатою резною работаю, составлявшею необходимую принадлежность судов всех флотов того времени. О количестве этой резьбы можно судить по цене во что она обходилась кумпанщикам. He одобрив это украшение на 24-х судах, Государь приказал их переменить и сделать по образцу находившейся на трех из лучших кумпанейских кораблей, именно, Лев, Единорог и Колокол. За выполнение этой работы разные мастера брали по 150 рублей с корабля, сумму весьма значительную по тогдашнему времени.

В числе кормовых украшений находилось непременно изображение предмета, давшаго название судну. Так как большая часть этих названий, за исключением взятых из мира невещественнаго, и нескольких имен святых, имела характер эмблематический, выражаемый известным девизом, то вместе с изображением предмета прописывался и девиз. Вследствие этого в современных документах при перечислении судов, вместо имен иногда приводятся их девизы.

В числе изданий царствования Петра Великаго находится книга под названием Symbola et Emblemata, напечатанная в 1705 году в Амстердаме. Она заключает в себе слишком 800 различных изображений, с девизами, изложенными на 9 языках, в том числе и на русском. По просмотре этой книги, видно, что все названия наших азовских судов с их девизами взяты из этого курьознаго собрания.

Роскошь отделки распространялась и на каюты. По словам голландскаго путешественника де-Брюина, посетившаго Воронеж в 1703 году, каюты Предестинации были покрыты ореховым деревом.

Отделка эта была, вероятно, одна из скромных сравнительно с остальными кораблями, что можно заключить из следующаго распоряжения, последовавшаго 10 сентября 1710 г.: «Впредь в каютах никаких живописных писем не писать и нигде не золотить, а писать просто белой краской, примешав не много с синею и кругом пушечных окон никакой резьбы не делать, кроме верхних окон».

Гото Предестинация (Фрагмент гравюры Схонбека, 1701)

Приложение. Список судов Азовского флота 1696 - 1712 (Стр. 36 - 37)

Ранг — 3
Имена судов - Божие предведение(а) (Гото предестинация)
Число пушек — 58
Число людей — 253
Длина — 118 ф.
Ширина — 31 ф.
Индеруйм — 9 ф. 9 д.
Где и когда заложен — В Воронеже 19 ноября 1698 г.
Имена мастеров — Его Царское Величество
Девизы -
Время спуска судов на воду и последующая их служба - Спущен на воду 27 апреля 1700 г. 17 апреля 1702 г. переведен цз Воронежа на устье. В сентябре 1705 г. установлен на камели. 27 февраля 1708 года велено вести в Азов. В июне 1710 г. приведен на камелях в Азов под командою капитана Стамати Камера. В июне 1711 г. под командою капитана Нанина находился в Таганроге, в эскадре В. А. Крюйса, и при сдаче туркам Азова продан турецкому правительству.

Комментарии:

А.Иванов 14:48 01.09.2013 г.

#1

В статье перечислены не все сведения, которые изложил С.И.Елагин, особенно документальные сведетельства из Приложений. В частности, нет артиллерийского вооружения, сведений о перестройке корабля, обстоятельств сохранения в ящике и продаже туркам. А все это есть в документах Приложения.

Вход для участников

Судомоделисты, присоединяйтесь!
Регистрация

Поиск Модели:

Расширенный поиск

Раздел -Судовой Журнал-

Модели кораблей


Видео моделей кораблей