Бот Святой Гавриил

Добавлено: 30.03.2012 г.

Особое место в ряду самых знаменитых российских кораблей занимает бот "Святой Гавриил". Построенное в 1728 г. на Камчатке, небольшое (даже по тем временам) судно, на протяжении 3-х десятилетий верой и правдой служило России.

"Святой архангел Гавриил" вписал свое имя не только в историю географических и океанографических открытий и исследований, но и внес значительный вклад в развитие Российской государственности и политики.

На "Святом Гаврииле" в разное время плавали такие известные русские мореплаватели, как В.Й. Беринг, А.И. Чириков, М.П. Шпанберг, П.А. Чаплин, К. Мошков, Я. Генс, И. Федоров, М.С. Гвоздев, В. Вальтон, И.Ф. Елагин и другие.

Петр I. Гравюра Я. Хубракена 1724 г. Петр I. Гравюра Я. Хубракена 1724 г.

По воле Петра Великого

Создание «Святого Гавриила» было предначертано Петром I.

«...в самый тот месяц, когда судьбою Всевышнего определен был конец жития Петра Великого, [...] все еще неутомимый дух его трудился о пользе и славе Отечества, — ибо он сочинил и написал собственною рукою наказ Камчатской экспедиции. [...] Призванному к себе генерал-адмиралу [Ф.М. Апраксину], вручив наставление, говорил следующее: "я вспомнил на сих днях то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию" (А.К. Нартов)

В инструкциях Петра I Берингу говорилось: "1. Надлежит на Камчатке или в другом тамож месте зделать один или два бота с палубами. 2. На оных ботах плыть возле земли, которая идет на норд [...] 3. И для того искать, где оная сошлася с Америкою, [...] и взять на письмо, и самим побывать на берегу, и взять подлинную ведомость, и, поставя на карту, приезжать сюды".

Начальником экспедиции был назначен 43-летний капитан Витус Йонансен Беринг, а его помощниками - лейтенанты Мартын Петрович Шпанберг и Алексей Ильич Чириков.
(Петр I лично знал Беринга, который был на хорошем счету за отличное знание морского дела, исполнительность и честность, не раз в течение долгой войны со Швецией выполнял специальные поручения Петра I, а позже был назначен командиром крупнейшего тогда в русском флоте боевого судна - 90-пушечного линейного корабля "Лесное".)
Штурманом был определен гардемарин Петр Чаплин, который уже в ходе экспедиции был произведен в мичманы.
В состав экспедиции также включили «ботового и шлюпочного дела ученика Федора Федотова сына Козлова … с ним отправить плотников 4-х с их инструменты, которые б моложе были...» мачтмакорского ученика, плотничного десятника, трех плотников, двух канониров, двух парусников и кузнеца

Отряду Козлова предстояло стать родоначальником корабелов Камчатки. Они должны были самостоятельно, не рассчитывая на помощь Адмиралтейств-коллегии, создать на далеких берегах Тихого океана верфь и построить на ней «один-два палубных бота».

24 января 1725 г. участники экспедиции вышли из Петербурга.

Правительство предписало сибирскому губернатору князю М. В. Долгорукому оказывать всемерное содействие и помощь экспедиции во всех городах и острогах по пути ее следования. В Енисейске и Иркутске в распоряжение экспедиции выделили шестьдесят «добрых плотников».

В январе 1727 г. экспедиция достигла Охотска. Еще до прибытия Беринга в Охотск здесь в 1725 г. было заложено для экспедиции судно, которое спустили на воду в июне 1727 г. и назвали "Фортуна".

22 августа 1727 г. экспедиция вышла из Охотска на "Фортуне" и старой ладье "Восток", построенной в 1716 г. 4 сентября прибыли в Большерецкий острог, где решено было зазимовать. Отсюда имущество экспедиции было отправлено в Нижнекамчатский острог по рекам Большой, Быстрой и Камчатке, а зимой - на собаках.
К весне 1728 г. все грузы были переправлены в Нижнекамчатск.

Между тем посланный вперед Федор Козлов в долине реки Камчатки близ урочища Ушки выбрал место для первой верфи на Камчатке. К моменту прибытия на место основных сил экспедиции верфь была готова, развернули гибочное производство и кузницу. Также была в основном закончена заготовка деталей корпусного набора.

Здесь необходимо отметить, что все оборудование, детали и материалы не только будущих судов, но и самой верфи было доставлено на Камчатку из Петербурга.
Получением имущества («в строгом соответствии штату и лучшего качества») на адмиралтейских складах Петербурга руководил лейтенант А. Чириков, при деятельном участии Ф. Козлова.

Бот "Святой Гавриил". Рис. И. П. Пшеничного

И нарекли "Святой Гавриил"

4 апреля 1728 года на берегу реки Камчатки состоялась торжественная церемония закладки бота: «В 9 часу пополуночи, собрав всех служителей и мастеровых людей, учиня молитву и заложили бот; а потом г-н капитан жаловал всех вином довольно» (П. Чаплин)

Нелишним будет еще раз напомнить, что тип судна и требования к нему были определены еще Петром I: небольшая осадка, чтобы мелководья не стали для экспедиции непреодолимой преградой; высокие маневренные качества, позволяющие уверенно лавировать; хорошая мореходность; сравнительно небольшие размерения, но вместе с тем достаточная грузоподъемность — требование немаловажное для экспедиционного судна.
Кроме этого, как уже упоминалось выше, бот должен был быть оснащен и оборудован в строгом соответствии с существовавшими регламентами - чтобы в случае встречи с иностранными судами выглядеть образцовым судном и достойно представлять Российский военно-морской флот.

Бот строился в строгом соответствии с чертежом, разработанным Петербургским Адмиралтейством по чертежам лучших военных кораблей.
Архитектура бота соответствовала регламентам того времени для судов подобного класса: три отсека - кубрик для команды, трюм для грузов, офицерские каюты и крюйт-камера.
Судно имело длину по килю 18,3, ширину по мидель-шпангоуту — 6,1 и осадку 2,3 м.

9 июня, то есть через два месяца после закладки, бот был спущен на воду без палубы и окрещен в честь святого архангела Гавриила, день которого праздновался.

Команда Федора Козлова прекрасно справилась с работой. Несмотря на то, что корпус был построен в кратчайшие сроки, это нисколько не сказалось на его качестве. Более того, забегая вперед, можно с уверенностью сказать, что за почти тридцатилетнюю эксплуатацию корабля в суровых условиях северных широт, он продемонстрировал прекрасные мореходные качества и при этом ни разу не подвел моряков.

Достройка "Св. Гавриила" велась уже на воде в устье реки. Федор Козлов срочно заканчивал строительство судна. Работы велись без остановки весь световой день. Закончили настил палубы, оборудование кают и помещений для команды, кладовых и выгородок. В палубе были сделаны два люка в носовой отсек и трюм, сход в офицерские каюты.
Были установлены рангоут и такелаж, так что парусное вооружение позволяло нести пять парусов.

Судно имело две ручные помпы для откачивания воды из трюма. По бортам были предусмотрены шверцы (деревянные щиты в виде плавников, верхний конец которых закреплялся на оси, что позволяло поднимать их из воды. Использовались для противодействия дрейфу, а также успокоения качки). Бот оснастили двумя якорями и двумя дрегами (дрег или дрек — шлюпочный якорь адмиралтейской системы весом до 48 кг)

Артиллерийское вооружение ботов такого класса согласно регламента состояло из 4 фальконетов. Однако с учетом того, что строительство 2-го бота не было осуществлено, «Святой Гавриил» принял на себя всю предусмотренную для экспедиции артиллерию — 7 фальконетов (1 был утерян в пути следования)

Постройка "Св. Гавриила" была закончена к 6 июля. К 10 июля 1728 года была закончена приемка грузов и экипаж перебрался с берега на борт.

Бот «Святой архангел Гавриил» был готов выйти в свое первое плавание.

Плавания на "Св. Гаврииле" в 1728, 1729 гг. (по В.Берху)

Первые плавания

Из записей мичмана Чаплина: "Служителей на боту: г-н капитан 1, лейтенант 1, лекарь 1, штюрман 1, мичман 1, квартирмейстер 1, матросов 13, барабанщик 1, солдат 6, плотничий десятник 1, плотников 4, конопатчик 1, парусник 1, толмачей 2. Всего 35 человек. Слуг офицерских 6 человек.
Провианту положено: муки 458 пуд 29 фунтов, сухарей 116 пуд 25 фунтов, круп 57 пуд, мяса 70 пуд, рыбы соленой 10 бочек 21 вязка, жиру рыбьего 2 бочки, соли 2 пуда, сала говяжьего 7 пуд 20 фунтов, пороху 7 пуд 27 фунтов, воды 35 бочек, квасу 2 бочки, гороху 2 пуда, дров сажен с 5 или 6"
.

13 июля 1728г. "Св. Гавриил" вышел из устья реки Камчатки в море и взял курс на север.
Лейтенант А. Чириков с помощью мичмана П. Чаплина приступил к картографированию берегов. Они же вместе с геодезистом Путиловым составили карту плавания.

Утром 17 июля «Св. Гавриил» начал отсчет географическим открытиям: первым стал остров Карагинский.

Неуклонно продвигаясь на север, экспедиция к 16 августа дошла до 67°19' с.ш. Дойдя до этих широт, Беринг дает приказ лечь на обратный курс: «а в правой стране по курсу нашему от острова земли не видал, и земля больше к северу не простирается и накланяется к западу, и потом, россуждал, что данный мне указ исполнил, и возвратился назад».
Одна из задач, поставленных Петром I экспедиции — достичь берегов Америки — в этот раз решена не была. В этом немалую роль сыграло общение с чукотскими аборигенами, («по сказкам чукоцких жителей» к востоку от Чукотского Носа Большой земли нет...)
С немалыми трудностями, пройдя через свирепые штормы и туманы, бот вернулся и к вечеру 3 сентября встал на якорь в устье реки Камчатка.

Первое плаванье «Святого Гавриила» было успешно завершено.

По завершению навигации, бот на зиму разоружили, разоснастили, провели консервацию и необходимый ремонт. С наступлением весны к работе с ботом снова приступила команда Ф. Козлова — детали корпуса, рангоут, такелаж, требовавшие починки были отремонтированы и заменены. «Св. Гавриил» готовился к новым плаваниям.

Во время зимовки Беринг получил указ Адмиралтейств-коллегии от 2 декабря 1728 г. о необходимости составления подробной карты Камчатки: "…велено вам Камчатский Нос как внутрь, так и берег с показанием городов и знатных мест и урочищ, описать вновь и, учиня ланткарту, прислать в Коллегию"

5 июня 1729 г. бот вышел в море и пошел "к востоку для искания земли, понеже слышали от камчатских жителей, что есть земля против камчатского устья в близости". Беринг намеревался предпринять поиски Земли Гуана да Гамы (о которой Беринг предполагал, что это Америка), отмеченной на картах европейских картографов невдалеке от юго-восточного берега Камчатки.

Уже 7 июня «Св. Гавриил» находился в 30 милях от Командорских островов; при ясной погоде они были бы замечены даже ночью.
Но был туман...
С 9 июня по 1 июля «Гавриил» маневрировал у юго-восточного берега Камчатки.
Не найдя земли (Командорских островов), Беринг повернул экспедицию на юг и, зайдя 3 июля в Большерецк, прибыл в Охотск 23 июля 1729 г.

Первая Камчатская экспедиция подошла к концу. «Святой Гавриил» передали охотскому управителю, а Беринг со своей командой вернулись в Петербург, доставив бесценный научный материал.

Нелишним будет отметить, что офицеры экспедиции хорошо понимали важность своей миссии. Вахтенный журнал велся Чириковым и Чаплиным чрезвычайно тщательно, гораздо подробнее, чем того требовали регламенты той поры. Географические координаты заносились с точностью до сотой доли минуты, а время — до минуты. Долгое время вахтенный журнал экспедиции считался утерянным. Только в 1973 г. он был обнаружен в ЦГАВМФ историком А.А.Сопоцко.

Первой Камчатской экспедицией на "Св. Гаврииле" совершено 155 территориальных и 18 океанографических открытий, нанесено на карту 66 географических объектов

Бот "Святой Гавриил". Е. В. Войшвилло

Открытие Америки

Дальнейшая судьба "Св. Гавриила" связана с экспедицией А.Ф. Шестакова — Д.И. Павлуцкого.
Перед этой экспедицией была поставлена задача исследования и освоения гигантской территории на крайнем востоке Азии и прилегающего к ней морского пространства.
«Адмиралтейской группе» экспедиции (морскому отряду) предстояло обследовать берега Охотского моря, Курильские острова, «Большую Землю», лежащую против Чукотской земли, "…разведав об них подлинно, какие на таких островах народы и под чьими владениями, и торг с кем имеют ли и чем, о том о всем писать к сибирскому губернатору и в Сенат" и всюду, где встретятся «новые землицы» и острова, присоединять их к владениям России.

В «адмиралтейскую группу» назначили штурмана Якоба Генса, подштурмана Ивана Федорова, геодезиста Михаила Спиридоновича Гвоздева, мореходов Кондратия Мешкова, Ивана Бутина, Никифора Треску и 10 матросов. Для руководства судостроительными работами в экспедицию зачислили ботового дела подмастерья И. Г. Спешнева.

Осенью 1730 г. Д.И. Павлуцкий приказал Я. Генсу и И. Федорову идти "с имеющимися служилыми с Камчатки на морском судне-боте, которое построено морского флоту капитаном г-ном Берингом , …к анадырскому устью для проведывания морских островов… взять с собою подмастерья Спешнева и геодезиста Гвоздева".

Выйдя 19 сентября 1730 года из Охотска, морской отряд под командой Я. Генса с большими опасностями пересек бурное осеннее Охотское море.
Перенеся трудную зимовку в устье реки Большой команда "Св. Гавриила" прибыла 9 июля 1731 г. в устье реки Камчатки. В связи с болезнью Генса и Федорова ботом во время перехода фактически командовал М.С. Гвоздев.
20 июля бот готов был к выходу в море для следования к берегам Чукотки на поиски «Большой Земли», в существование которой не пожелал верить Беринг.
Но в этот день началось восстание ительменов. Экипажу "Св. Гавриила" пришлось принимать участие в подавлении восстания и ликвидации его последствий. Зимовали в разрушенном Нижнекамчатском остроге в тяжелейших условиях. Команда болела. Больного Генса свезли на берег, И. Федоров тоже не мог уже даже передвигаться, но продолжал оставаться на «Гаврииле».

К счастью, к июлю 1732 г. И. Федоров несколько оправился от болезни и принял командование ботом на себя (Я. Генс остался на берегу).
23 июля 1732 года он вывел "Св. Гавриила" из реки Камчатки и направил его на север.
5 августа экспедиция подошла к Чукотскому носу и приступила к выполнению поставленных задач. Были открыты два острова (ныне остров Ратманова и Крузернштерна). На оба острова высадились и исследовали их, "с того де острова видели и Большую Землю".

21 августа 1732 г. М.С. Гвоздев записал: "Августа де 21 дня пополудни в третьем часу стал быть ветр пособной, и пошли к Большой земли и пришли к оной земли и стали на якорь от земли в верстах четырех... и стали лаверить подле Большой Земли, чтоб к земле подойтить, и стал де быть ветр велик от земли противной… И от оной Большой земли таким великим ветром отнесло, а ветр де был норд-нордвест."
Земля, к которой подходил "Св. Гавриил" — это мыс Принца Уэльсского на полуострове Сьюарда. И хотя сойти на североамериканский берег из-за погодных условий в тот раз не удалось, но первые контакты (и обмен подарками) с аборигенами Аляски произошел.

28 сентября «Гавриил» вернулся на зимовье к устью реки Камчатки.

К сожалению, далее в историю вмешиваются факторы совсем иного порядка — интриги, козни, ложные доносы...
Доклады и отчеты И. Федорова и М. Гвоздева, подлинные лагбухи (вахтенные журналы) и карты плавания, высланные Д. Павлуцкому и в Охотское правление, затерялись. (Лишь в 1743 году М.П. Шпанбергом были обнаружены неофициальные записи И.Федорова, которые он вел во время плавания.)
Когда сведения о плавании «Святого Гавриила» дошли до Адмиралтейств-коллегии (в 1738 г.), некоторых участников событий уже не было в живых — И. Федоров так и не смог оправиться от болезни и умер на зимовке в Нижнекамчатске в феврале 1733 г., а Я. Генс скончался в Тобольской тюрьме в октябре 1737 г. Там же в Тобольской тюрьме находились М.С. Гвоздев и И.Г. Спешнев по ложному доносу (как ни печально - матрос Л. Петров - вместе с Гвоздевым первым вступивший на остров Ратманова...)

Но «Святой Гавриил» еще не сказал своего последнего слова

Святой Гавриил и Надежда "Святой Гавриил" и "Надежда", 1737 г. С гравюры XVIII в.

В Японию

В последующие годы «Святой Гавриил» неустанно курсирует между Охотском и Большеречецком, осуществляя связь Камчатки с материком.
Пока бот «Св. Гавриил» честно трудился на просторах Охотского моря, в Петербурге разрабатываются новые проекты по исследованию восточных рубежей России. Новый указ Сената предписывал: "идти к тем островам, кои пошли от Камчатского полуденного Носу к Японии… И между тем проведывать о их состоянии и о прочем, о чем мочно… и, побыв тут, следовать до самых японских берегов и там по тому ж разведывать в владетельстве, о портах, могут ли обходиться в том дружески".

Начальником «японского» отряда экспедиции был назначен М.П. Шпанберг.
В 1737 г. была сформирована флотилия. В нее вошли "Св. Гавриил" и шитик "Фортуна", отремонтированные в 1736 г., а также построенные под наблюдением М.П. Шпанберга в 1737 г. бригантина "Архангел Михаил" и трехмачтовый дубель-шлюп "Надежда".

Для сравнения: "Архангел Михаил" имел размеры (длина-ширина-осадка) 21 м - 6,3 м - 2,6 м, "Надежда" — 24,5 м - 6 м - 1,8 м

Из-за недостатка провианта экспедицию пришлось отложить до весны 1738 г.
18 июня 1738 г. отряд вышел из Охотска и 6 июля прибыл в Большерецк. Здесь были полностью укомплектованы команды, пополнены запасы продовольствия и пресной воды. 15 июля из Большерецка в плавание к Японии вышли три судна. "Архангелом Михаилом" командовал М. П. Шпанберг, "Надеждой" — лейтенант Вильям Вальтон, "Св. Гавриилом" - мичман Алексей Шельтинг. Однако спустя 10 дней корабли потеряли в тумане друг друга и им пришлось вернуться обратно. Шпанберг не решился вновь отправиться в «дальний вояж» на «чужестранное море» в преддверии осени, поход был перенесен на следующий год.

23 мая 1739 г. флотилия вновь отправилась в путь к Японии. Уже в море Шпанберг внезапно поменял командиров "Надежды" и "Гавриила". Ботом стал командовать В. Вальтон.

Мотивы такого решения Шпанбергом не раскрывались, однако очевидно он «подозревал» Вальтона в излишней самостоятельности и пытался таким образом, насколько это возможно, охладить его пыл.

Однако это не помогло. 14 июня под благовидным предлогом «Св. Гавриил» сначала отстал от отряда, а затем «потерялся». В. Вальтон избавившись от утомительного контроля со стороны Шпанберга, взял курс прямо к Японским островам «надеясь, чтоб г-на капитана Шпанберга сыскать там».
16 июня показались японские берега. В течение недели, до 24 июня "Св. Гавриил" курсировал у берегов Японии и дошел до 34°30‘, то есть до района Токийского залива.

За эту неделю русские моряки активно общались (насколько это возможно без знания языка) с японцами, сходили на берег и принимали делегации на борту «Святого Гавриила». Первые контакты русских моряков с японцами, безусловно, имели положительный результат.
25 июня «Святой Гавриил» взял курс на север. Вальтон решил на обратном пути отклониться подальше к востоку в поисках новых земель (Земли да Гамы), которая изображалась на картах европейских картографов. «...Но токмо земли никакой не видали, покамест уже пришли близ Авачинской губы». Вальтон взял курс на Большерецк, а оттуда в Охотск, куда прибыли 22 августа.
Так закончилось это историческое плавание, открывшее морской путь в Японию.
В Адмиралтейств-коллегию были направлены рапорт Шпанберга и отчеты плавания (почему-то без журнала и карты Вальтона).

Но и на этом история «Святого Гавриила» еще не закончилась

Авачинская губа и Петропавловск. С гравюры XVIII в.

Петропавловск-Камчатский

Заканчивался 1739 г., уже вовсю шла 2-я Камчатская экспедиция, на верфях Охотска завершалось строительство пакетботов «Святой Петр» и «Святой Павел», однако "…понеже, как известно, что на Камчатке, кроме Авачинской губы, к отстою морским судам безопасных мест нет, да и о той подлинного известия не имеетца, а в какой она глубине состоит и можно ль построенными для нашего вояжу пакетботами в тое губу с моря судами вхаживали… ".
На Авачинскую губу Беринг обратил внимание еще во времена 1-й Камчатской экспедиции, однако её гидрография исследована не была.

Новый командир бота штурман Иван Елагин получает предписание Беринга:
"А ему, Елагину, иттить на боту к Аваченской губе и ту губу вымереть и описать со обстоятельством, можно ли в тое губу пакетботами войтить и в зимнее время без опасности зимовать", что он (И. Елагин) с точностью и выполнил:
«отправился де он, Елагин от Большой реки на боту маия 16 дня того же 740-го году к Овачинской губе и прибыв в тое губу июня 10-го числа благополучно. При которой губе построено камчатскими служилыми и ясашными иноземцами жилых покоев в одной связке пять, да казарм три, да три ж анбара в два апартамента. Також и в означенной губе глубину воды вымерел. И при том рапорте приложил карту, … до Авачинской губы и со внутренном в ней гаваном, … А вышереченная гавонь к отстою в зимнее время морских судов весьма способна, и для того и прибыли в оную гавонь в двух пакетботах со всею командою того ж 740-го году октября 6 дня благополучно, где и зимовали. И оная гавань названа нами Святых Апостол Петра и Павла» (рапорт В.Й. Беринга Сенату от 22 апреля 1741 г.)

Всю свою дальнейшую бытность бот «Святой архангел Гавриил» честно трудился в распоряжении командира Охотского порта, осуществляя связь Камчатки с материком. Но годы брали свое. В 1755 г. бот был исключен из штата и разобран.

Источники:

"История Русской Америки" Группа авторов Отв. ред. акад. Н.Н. Болховитинов
"Святой Гавриил" И.П. Пшеничный
"Патриарх камчатского мореходства" В.Н. Аронов
"История плавания В. Беринга на боте "Св.Гавриил" в Северный Ледовитый океан" А.А.Сопоцко

Комментарии:

В. Ждан 20:27 13.04.2012 г.

#1

После обнаружения и публикации "построечной спецификации" бота св Гавриил Пшеничный сам отказался от своих изображений бота, признав их не соответствующими найденной спецификации.
Администратор 08:56 14.04.2012 г.

#2

Владислав Витальевич, спасибо за информацию!
Но изображение пусть все-таки остается :)
Учитывая Ваше дополнение, не думаю, что оно будет лишним
kipelov 13:43 22.04.2013 г.

#3

Все это романтично конечно, но морские отряды Шестакова и Павлуцкого создавались для подчинения народов коряков и чукчей, а также народов "которые сысканы и прилегли к Сибирской стороне, а не под чей то властью". За фасадом этих красивых историй конечно же лежит, естественно банальный, материальный интерес.
Администратор 14:33 22.04.2013 г.

#4

"...банальный, материальный интерес..."
Думается, этим грешили 99 процентов первопроходцев -
Колумб упорно искал золото,
Магеллан - западный путь к Молуккским островам, который бы не противоречил Тордесильясскому договору,
про Васко да Гаму лучше вообще не заикаться...

...но от этого разве стала хуже работа, сделанная Федором Козловым? или короче путь "Св. Гавриила"?

Вход для участников

Судомоделисты, присоединяйтесь!
Регистрация

Поиск Модели:

Расширенный поиск

Раздел -Судовой Журнал-

Модели кораблей


Видео моделей кораблей